Психологическая

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – одна из форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессе. Общим предметом СПЭ являются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации. СПЭ проводится в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Ниже приведены предмет и задачи отдельных видов СПЭ:

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; 

со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления

Выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка и родителей;

выявление особенностей детско-родительских отношений и отношений ребенка с другими фигурантами (братья, сестры, бабушки, дедушки, опекуны, новые супруги родителей);

изучение системы смысложизненных и ценностных ориентаций родителей.

Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда Установить наличие /отсутствие причинно-следственной связи между действиями обвиняемого (причинителя вреда) и негативными изменениями в психическом состоянии потерпевшего.
Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли Установление способности дееспособного лица в период заключения сделки понимать значение своих действий и руководить ими.

Наиболее распространенные вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-психолога:

Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детейсо спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления.

  • Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
  • Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
  • Выявляет ли ребёнок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
  • Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца и матери?
  • Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение отца и матери к ребёнку?
  • Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца, матери, другого фактического воспитателя оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребёнка?

Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда

  • Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?
  • Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действием (бездействием) (ФИО)?
  • Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
  • Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли

  • Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
  • Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения,  а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
  • Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
  • Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжёлых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
  • Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве

Вид Предмет Задачи
Судебно-психологическая экспертиза  несовершеннолетних обвиняемых 1. Способность несовершеннолетнего осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими.

1) Выявление у несовершеннолетнего подэкспертного признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (личностной незрелости) (проведение данного вида экспертизы в ФБУ Уральском РЦСЭ возможно только при наличии заключения судебно-психиатрической экспертизы в отношении подэкспертного)

2) Оценка вероятности (риска) совершения повторных правонарушений несовершеннолетним (для решения судом вопроса о том,  целесообразно ли и возможно ли исправление подростка в условиях отбывания наказания в обществе).

Судебно-психологическая экспертиза свидетелей Способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них правильные показания и актуальная возможность ее реализации в конкретный юридически значимый момент. Выявление обстоятельств и особенностей ситуации, препятствовавших правильному восприятию происходивших событий; определение у подэкспертного уровня психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей личности (повышенной внушаемости, склонности к фантазированию и т.п.) и эмоционального состояния,  способствовавших неправильному восприятию обстоятельств, имеющих значение для дела и ограничивающих способность давать о них показания.
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности[1] Способность потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление. Выявление уровня психического развития и степени осведомленности о характере и значении сексуальных действий; выявление индивидуально-психологических особенностей личности (повышенной внушаемости, подчиняемости и т.п.) и эмоционального состояния,  способствовавших неправильному восприятию обстоятельств, имеющих значение для дела и ограничивающих способность оказывать сопротивление.
Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний Цель-диагностика состояния аффекта Отграничить аффективную реакцию от иных эмоциональных состояний, не имеющих характера аффекта.
Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида) Установление суицидоопасного характера состояния, предшествовавшего факту смерти, оценка связанного с ним риска суицидального поведения и его причинных зависимостей. Выявление наличия/отсутствия психического состояния, предрасполагающего к самоубийству; раскрытие причинных связей, способствующих суициду, провоцирующих его.
  1. Судебно-психологическая экспертиза  несовершеннолетних обвиняемых

  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством?
  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
  1. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших (определение способности давать правильные показания)

  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
  • Учитывая уровень психического развития свидетеля или потер­певшего   и   его   индивидуально-психологические   особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) со­бытий (каких именно)?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемо­сти?
  1. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности

  • С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
  • С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, могла ли она оказывать сопротивление действиям обвиняемого?
  1. Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний

  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
  • Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  1. Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида)

  • Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
  • Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?

Список вопросов не является полным: они могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с решаемыми задачами.

При назначении судебной психологической экспертизы необходима консультация с экспертом для:

  • уточнения перечня предоставляемых на исследование материалов дела (помимо материалов уголовного или гражданского дела, необходимо предоставлять любые сведения, дающие информацию об обследуемом: медицинская карта, телефонные и записные книжки, видеозаписи, аудиозаписи испытуемого, продукты его творчества,  характеристики с места учебы и т.п.);
  • формулирования и уточнения вопросов;
  • согласования сроков и места проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного.

По вопросам организации и производства судебных психологических экспертиз можно обращаться по телефону +7(343)350-47-01 


[1] При назначении данного вида СПЭ целесообразно также ставить вопросы о способности потерпевшей (потерпевшего) детского и подросткового возраста давать правильные показания.