Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза - занимается автотехнической экспертизой обстоятельств ДТП, исследованиями узлов и механизмов транспортных средств, определяет стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, а так же утрату товарной стоимости транспортного средства.

 

НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В судебно-следственной практике особое положение занимает расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), сложность которого хорошо известна: ДТП скоротечно, внезапно для его участников и очевидцев, что затрудняет получение достоверной информации о нем. Большое значение при этом получает судебная автотехническая экспертиза, основной задачей которой является установление относящихся к событию ДТП фактических обстоятельств, являющихся, в форме заключения эксперта, одним из доказательств по делу.

 

В зависимости от объектов исследования и применяемых специальных методов автотехническая экспертиза имеет следующие виды:

Исследование обстоятельств ДТП.

Исследование технического состояния транспортных средств.

Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).

Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки.

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП:

С какой скоростью двигалось транспортное средство перед началом торможения при данной длине следов торможения?

Каков остановочный путь транспортного средства в данных дорожных условиях?

На каком расстоянии от места наезда (столкновения) находилось транспортное средство в момент возникновения опасности для движения?

Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) при указанных исходных данных?

Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожной ситуации?

Соответствовали ли действия водителей требованиям Правил дорожного движения?

Действия кого из участников ДТП, с технической точки зрения, находились в причинно следственной связи с произошедшим происшествием?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:

Каково техническое состояние транспортного средства (тормозной системы, рулевого управления, ходовой части и т.д.)?

Каковы технические причины неисправности системы (разрушения детали)?

В какой момент произошло образование неисправности (разрушения детали) относительно момента (события) ДТП?

Какой характер имеют выявленные неисправности и недостатки – заводской или эксплуатационный?

Для решения указанных вопросов в распоряжение экспертизы

предоставляется транспортное средство или разрушенные детали (узлы, агрегаты).

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:

С учетом повреждений транспортных средств определить механизм столкновения (последовательность контакта)?

Установить могли ли данные повреждения возникнуть при рассматриваемом ДТП?

Под каким углом столкнулись транспортные средства (расположение  продольных осей транспортных средств в момент первичного контакта)?

На стороне (полосе движения) какого из транспортных средств расположено место столкновения?

Находились ли транспортные средства в контактном взаимодействии?

 

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ автотехнической экспертизой по экспертной специальности «Исследования технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП»:

определение состояния дороги - дорожного покрытия проезжей части, обочин и т.п.;

определение коэффициента сцепления шин с дорогой, влияющего на величину замедления ТС при торможении;

определение значения уклонов в продольном и поперечном направлениях, радиуса поворота на конкретном участке дороги;

определение наличия повреждений на дороге (ямы, выбоины и т.п.);

установление условий видимости и обзорности с места водителя с учетом объектов ограничивающих видимость и обзорность;

определение обустройств дороги (наличие дорожных знаков, разметки и т.п.);

определение влияния технического состояния дороги на развитие ДТС, приведшей к ДТП;

определение технической возможности предотвращения ДТП при том техническом состоянии дороги, в каком она находилась непосредственно перед ДТП;

установление причинно-следственной связи между техническим состоянием дороги и ДТП и т.д.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ (общие для всех видов ДТП):

Проезжая часть: покрытие (асфальтобетонное, щебеночное, грунтовое и т.п.) и его состояние (сухое, мокрое, обледенелое, укатанный снег) продольный уклон (горизонтальная, спуск или подъем в градусах, процентах).

Видимость в направлении движения и видимость конкретного препятствия в условиях времени и места происшествия.

Транспортное средство: модель, техническое  состояние, количество груза (пассажиров), результаты контрольного торможения на месте ДТП.

Длина и характер следов колес (торможения, заноса, волочения), до каких колес (передних или задних) замерены следы.

Скорость транспортного средства при полном или частичном отсутствии следов торможения.

Расположение места происшествия (столкновения, наезда) относительно границ проезжей части.

Обустройство дороги: наличие светофоров, разметки, дорожных знаков (зона их действия) и т.д.

Для решения указанных вопросов на экспертизу предоставляются:

не восстановленные транспортные средства (при их восстановлении - качественные фотографии, видеозапись);

протоколы осмотра места ДТП и транспорта со схемами и фототаблицами.

Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, перед судебной автотехнической экспертизой могут быть поставлены и другие вопросы, соответствующие пределам компетенции эксперта и современному состоянию научно-методических основ автотехнической экспертизы.

 

Выходит за пределы компетенции автотехнической экспертизы:

Решение вопросов, имеющих правовой (юридический) характер, либо не требующих применения специальных технических познаний, в частности:

о нарушении водителями Правил дорожного движения;

о непосредственной (основной, главной) причине ДТП;

о возможности предвидения (обнаружения) препятствия водителем;

о причинной связи между действиями водителей и наступившими последствиями не технического характера (телесными повреждениями, материальным ущербом);

о действиях должностных лиц.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ.

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (с учетом износа и без учета износа) на момент происшествия?

Какова рыночная стоимость транспортного средства на момент происшествия?

Какова стоимость годных остатков транспортного средства на момент происшествия?

Какова утрата товарной стоимости транспортного средства на момент происшествия?

Для решения этих вопросов на экспертизу предоставляются невосстановленные транспортные средства (либо их качественные цветные фотографии на электронных носителях), копии свидетельства о регистрации ТС, либо копия паспорта ТС.

Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, перед автотехнической экспертизой могут быть поставлены и другие вопросы, соответствующие пределам компетенции эксперта и современному состоянию научно-методических основ автотехнической экспертизы.

Выходит за пределы компетенции" автотехнической экспертизы решение вопросов, имеющих правовой (юридический) характер либо не требующих применения специальных технических познаний, в частности:

- о нарушении водителем (соответствии его действий требованиям) Правил дорожного движения;

- о непосредственной (основной, главной) причине ДТП;

- о моменте возникновения опасности для движения;

- о возможности предвидения (обнаружения) препятствия водителем;

- о причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившими последствиями;

- о действиях пешеходов, должностных лиц и т.п.

Содержащиеся в постановлении исходные данные для решения вопросов должны быть достоверными и достаточными.

При затруднении в постановке вопросов и выборе исходных данных возможна консультация с экспертами автотехниками.

Телефон отдела судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) 8/343/ 350-25-38

Урал-Суд-Эксперт Возможности экспертизы: Автотехническая экспертиза