Автотехническая экспертиза
В зависимости от объектов исследования и применяемых специальных методов судебная автотехническая экспертиза имеет следующие виды:
- Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
- Исследование технического состояния транспортных средств.
- Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).
- Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
- Оценка автомобиля и других ТС для вступления в наследство
Основные вопросы автоэкспертизы по исследованию обстоятельств ДТП:
- С какой скоростью двигалось транспортное средство перед началом торможения при данной длине следов торможения?
- Каков остановочный путь транспортного средства в данных дорожных условиях?
- На каком расстоянии от места наезда (столкновения) находилось транспортное средство в момент возникновения опасности для движения?
- Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) при указанных исходных данных?
- На каком расстоянии от места наезда находился пешеход (препятствие), когда водитель еще располагал технической возможностью для предотвращения наезда (столкновения) путем торможения?
- Какова максимальная скорость транспортного средства, допустимая при указанном расстоянии видимости дороги?
- Какова критическая скорость транспортного средства при движении на повороте заданного радиуса по условиям заноса (опрокидывания)?
- На какое расстояние в поперечном направлении можно сместить полосу движения транспортного средства при известных значениях времени или удаления от препятствия?
- Каково минимальное значение безопасной дистанции при движении транспортных средств с заданной скоростью?
- Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожной ситуации?
Исходные данные, общие для всех видов ДТП:
- Проезжая часть: покрытие (асфальтобетонное, щебеночное грунтовое и т.п.) и его состояние (сухое, мокрое, обледенелое, укатанный снег), продольный уклон (горизонтальная, спуск или подъем в градусах).
- Видимость в направлении движения и видимость конкретного препятствия в условиях времени и места происшествия.
- Транспортное средство: модель, техническое состояние, количество груза (пассажиров), результаты контрольного торможения на месте ДТП.
- Длина и характер следов колес (торможения, заноса, волочения), до каких колес (передних или задних) замерены следы.
- Скорость транспортного средства при полном или частичном отсутствии следов торможения.
- Время реакции водителя для данной дорожно-транспортной ситуации.
- Расположение места происшествия (столкновения, наезда) относительно границ проезжей части.
- Обустройство дороги: наличие светофоров, разметки, дорожных знаков (зона их действия) и т.д.
Дополнительные исходные данные:
а) Наезд на пешехода, двигавшегося в поперечном направлении:
- Время (или путь и скорость) движения пешехода с момента возникновения
опасности для движения до момента наезда. - Какой частью транспортного средства произведен наезд (если не передней, то
на каком расстоянии от нее). - Путь транспортного средства в заторможенном состоянии до или после наезда.
б) Наезд на пешехода, двигавшегося в продольном направлении:
- Направление движения пешехода (попутное или встречное).
- Скорость пешехода.
- На каком расстоянии от края проезжей части двигались транспортное средство и пешеход.
- Расстояние между транспортным средством и пешеходом, на котором водитель
мог обнаружить пешехода.
в) Столкновение транспортных средств на перекрестке:
- Значимость перекрестка (равнозначный, неравнозначный), главная и второстепенная дороги.
- Наличие светофоров, длительность работы каждого сигнала (необходима соответствующая справка ГИБДД).
- Время (либо путь и скорость) движения транспортного средства, не имеющего преимущества, с момента возникновения опасности для движения до момента столкновения.
г) Столкновение транспортных средств вне перекрестка:
- Расположение транспортных средств по ширине дороги до и в момент столкновения (удаления от края проезжей части или от середины).
- Расстояние, преодоленное транспортным средством, не имеющим преимущества, с момента возникновения опасности для движения до момента столкновения либо время этого движения.
- Расстояния, преодоленные транспортными средствами с момента изменения направления движения до момента столкновения (продольное или поперечное перемещение).
д) Занос и опрокидывание транспортного средства:
- Величина поперечного уклона от центра к краю дороги.
- Радиус поворота дороги (транспортного средства).
- Наличие и расположение следов юза (заноса, волочения).
Основные вопросы экспертизы технического состояния транспорта:
- Каково техническое состояние транспортного средства (тормозной системы, рулевого управления, ходовой части и т.д.).
- Каковы технические причины неисправности системы, узла (разрушения детали)?
- В какой момент произошло образование неисправности (разрушения детали) относительно момента ДТП?
Для решения данных вопросов в распоряжение экспертов предоставляется транспортное средство или его разрушенные узлы (детали).
Вопросы о причинах разрушения деталей решаются в рамках комплексной автотехнической и металловедческой экспертизы.
Основные вопросы транспортно-трасологической экспертизы:
- С учетом имеющихся на транспортных средствах повреждениях определить механизм столкновения (последовательность контакта)
- Под каким углом столкнулись транспортные средства (расположение продольных осей транспортных средств в момент первичного контакта) ?
- На стороне (полосе движения) какого из транспортных средств находилось место столкновения?
Для решения этих вопросов на экспертизу предоставляются не восстановленные транспортные средства (либо их качественные цветные фотографии на электронных носителях), а также протоколы осмотра места ДТП и транспорта со схемами и фототаблицами.
Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, перед автотехнической экспертизой могут быть поставлены и другие вопросы, соответствующие пределам компетенции эксперта и современному состоянию научно-методических основ автотехнической экспертизы.
Выходит за пределы компетенции автотехнической экспертизы решение вопросов, имеющих правовой (юридический) характер либо не требующих применения специальных технических познаний, в частности:
- о нарушении водителем (соответствии его действий требованиям) Правил дорожного движения;
- о непосредственной (основной, главной) причине ДТП;
- о моменте возникновения опасности для движения;
- о возможности предвидения (обнаружения) препятствия водителем;
- о причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившими последствиями;
- о действиях пешеходов, должностных лиц и т.п.
Содержащиеся в постановлении исходные данные для решения вопросов должны быть достоверными и достаточными. При затруднении в постановке вопросов и выборе исходных данных возможна консультация с экспертами-автотехниками.
Телефон отдела судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) +7(343) 350-25-38