Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — одна из форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессе. Общим предметом СПЭ являются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации. СПЭ проводится в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Ниже приведены предмет и задачи отдельных видов СПЭ:
Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве |
|
Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления |
Выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка и родителей; выявление особенностей детско-родительских отношений и отношений ребенка с другими фигурантами (братья, сестры, бабушки, дедушки, опекуны, новые супруги родителей); изучение системы смысложизненных и ценностных ориентаций родителей. |
Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда | Установить наличие /отсутствие причинно-следственной связи между действиями обвиняемого (причинителя вреда) и негативными изменениями в психическом состоянии потерпевшего. |
Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли | Установление способности дееспособного лица в период заключения сделки понимать значение своих действий и руководить ими. |
Наиболее распространенные вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-психолога:
Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления.
- Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка?
- Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
- Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
- Выявляет ли ребёнок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
- Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца и матери?
- Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение отца и матери к ребёнку?
- Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца, матери, другого фактического воспитателя оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребёнка?
Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда
- Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?
- Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действием (бездействием) (ФИО)?
- Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
- Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?
СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли
- Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
- Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
- Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
- Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжёлых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
- Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве |
||
Вид | Предмет | Задачи |
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых | 1. Способность несовершеннолетнего осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими. |
1) Выявление у несовершеннолетнего подэкспертного признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (личностной незрелости) (проведение данного вида экспертизы в ФБУ Уральском РЦСЭ возможно только при наличии заключения судебно-психиатрической экспертизы в отношении подэкспертного) 2) Оценка вероятности (риска) совершения повторных правонарушений несовершеннолетним (для решения судом вопроса о том, целесообразно ли и возможно ли исправление подростка в условиях отбывания наказания в обществе). |
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей | Способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них правильные показания и актуальная возможность ее реализации в конкретный юридически значимый момент. | Выявление обстоятельств и особенностей ситуации, препятствовавших правильному восприятию происходивших событий; определение у подэкспертного уровня психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей личности (повышенной внушаемости, склонности к фантазированию и т.п.) и эмоционального состояния, способствовавших неправильному восприятию обстоятельств, имеющих значение для дела и ограничивающих способность давать о них показания. |
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности[1] | Способность потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление. | Выявление уровня психического развития и степени осведомленности о характере и значении сексуальных действий; выявление индивидуально-психологических особенностей личности (повышенной внушаемости, подчиняемости и т.п.) и эмоционального состояния, способствовавших неправильному восприятию обстоятельств, имеющих значение для дела и ограничивающих способность оказывать сопротивление. |
Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний | Цель-диагностика состояния аффекта | Отграничить аффективную реакцию от иных эмоциональных состояний, не имеющих характера аффекта. |
Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида) | Установление суицидоопасного характера состояния, предшествовавшего факту смерти, оценка связанного с ним риска суицидального поведения и его причинных зависимостей. | Выявление наличия/отсутствия психического состояния, предрасполагающего к самоубийству; раскрытие причинных связей, способствующих суициду, провоцирующих его. |
-
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством?
- Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
-
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших (определение способности давать правильные показания)
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
- Учитывая уровень психического развития свидетеля или потерпевшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (каких именно)?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
-
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности
- С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
- С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, могла ли она оказывать сопротивление действиям обвиняемого?
-
Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
- Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
- Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
-
Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида)
- Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
- Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
Список вопросов не является полным: они могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с решаемыми задачами.
При назначении судебной психологической экспертизы необходима консультация с экспертом для:
- уточнения перечня предоставляемых на исследование материалов дела (помимо материалов уголовного или гражданского дела, необходимо предоставлять любые сведения, дающие информацию об обследуемом: медицинская карта, телефонные и записные книжки, видеозаписи, аудиозаписи испытуемого, продукты его творчества, характеристики с места учебы и т.п.);
- формулирования и уточнения вопросов;
- согласования сроков и места проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного.
По вопросам организации и производства судебных психологических экспертиз можно обращаться по телефону +7(343)350-47-01
[1] При назначении данного вида СПЭ целесообразно также ставить вопросы о способности потерпевшей (потерпевшего) детского и подросткового возраста давать правильные показания.